Еще до релиза Dante’s Inferno породила целую волну скандалов. Справедливости ради надо заметить, что некоторые из акций «протеста» против выхода «богохульной» и «насмехающейся над нашим общим творческим наследием» игры были организованы непосредственно ее издателями в рамках PR-кампании. Но вообще можно понять людей, у которых к новому слэшеру Visceral Games возникли некоторые вопросы. Нам самим было любопытно, каким образом «Божественная комедия», эпическая поэма с элементами политической сатиры, превратится в видеоигру. Понятно было, что дословно это на экран не перенесешь — исходный материал не позволит.
Решение было найдено предельно простое и прекрасно знакомое всем, кто смотрел, например, «Первого рыцаря». Огромная, сложная история, написанная высоким слогом, превратилась в голливудский блокбастер: динамичный и кровавый.
Вместе с историей изменились и ее герои. Сам Данте отныне не поэт, а крестоносец, а Беатриче, которая в поэме вела пиита по райским кущам, в игре превратилась в классическую damsel in distress (барышню в беде) и почему-то появляется в кадре обязательно с обнаженной грудью. Именно ради этой груди, пронзенной сарацинским мечом, знаменитый флорентиец убивает Смерть, нашивает прямо на грудь, на кожу, красный тамплиерский крест (не забывая приговаривать: «Земную жизнь пройдя до половины…» и т.д.) и спускается в ад, где действительно слышит «…вопли исступленья / И древних духов, бедствующих там, / О новой смерти тщетные моленья». Хотя бы в этом игра верна первоисточнику. Правда, то, что герой под аккомпанемент этих воплей вытворяет, не могло присниться реальному Данте даже в страшном сне.
О честь и светоч всех певцов земли
Фактически вся игра — серия комнат, в каждой из которых вам надо либо победить несколько врагов (как вариант — босса), либо решить какую-то головоломку. К боевой системе претензий практически никаких нет — вражеский AI хоть и не выиграет ни одного приза на конкурсе искусственных интеллектов, все же заставляет вас попрыгать. Типичная схватка в Dante’s Inferno — вихрь атак, блоков, отскоков и контрударов. Причем разработчикам удалось соблюсти тонкий баланс между бездумной, но тонизирующей долбежкой по кнопкам (основная масса врагов — сравнительно хлипкое пушечное мясо) и необходимостью продумывать свои действия. Включать мозги и начинать по-настоящему реагировать на то, что происходит вокруг, а не просто с максимальной скоростью жать на кнопку удара, приходится, когда противников становится слишком много и когда на сцене появляются твари покрепче, способные сломать вам комбо и провести мощную контратаку. Тут уж приходится ставить блоки и не забывать про правый стик, движение которого заставляет Данте резко отпрыгнуть в сторону, уйдя из-под удара. Чем дальше, тем сложнее становится жизнь, и совсем скоро вы уже пользуетесь всем арсеналом возможностей, которые предоставляет вам игра.
Со временем Данте обучается магии и принимается охаживать врагов заклинаниями массового поражения. Кроме того, в его арсенале появляются новые, все более эффективные приемы и связки. Герой осыпает чертей и особо активных грешников градом ударов, подбрасывает их в воздух, швыряет оземь, обстреливает из отцовского креста, который тут играет роль оружия дальнего боя (причем стреляет… тоже крестами). К тому же выбрать следующий апгрейд вы в большинстве случаев можете сами.
Древо развития персонажа в Dante’s Inferno обширно и наливается могучей жизнью, если его регулярно подкармливать душами, выпадающими из врагов. Тут разработчики начинают копировать уже inFamous. Апгрейды и новые приемы разложены на две большие ветки, одна называется Holy, другая — Unholy. Зарабатывая уровни в той и другой номинации, вы получаете доступ к новым группам умений. А происходит накопление «святого» и «несвятого» опыта, естественно, при помощи морального выбора.
Если конкретнее, Данте наделен способностью наказывать грешников и, наоборот, искупать их грехи. Система эта выполнена одновременно проще и сложнее, чем в inFamous. С одной стороны, подается все несколько примитивнее. С другой — ситуации, о которых нам предлагается выносить суждения, часто бывают гораздо сложнее, чем очевидные «дилеммы» inFamous. Например, вам встретятся Франческа ди Римини и ее любовник Паоло, навеки проклятые за предательство брачных уз. Читая краткую справку об их прегрешениях (на каждого «именного» страдальца у игры есть коротенькое досье), чувствуешь, как рука сама тянется к слюнявому «Искупить», даже если сам только что решил наказывать всех подряд. Ну действительно — за такое вечные муки? Есть, впрочем, и случаи попроще. Весталка, открывшая ворота родного города врагу, нечистый на руку римский чиновник — этих уже не так жалко.
Ритм ломают только головоломки-дженерики. Они редко бывают большими, как в God of War, и почти всегда только раздражают. Останавливаться не хочется — хочется продолжения праздника, а тут какие-то рычаги, зеркала, электрические разряды… Страшнее всего прыжковые головоломки. Чувствительности управления хватает лишь для того, чтобы вы уверенно чувствовали себя в бою, но не для акробатических упражнений.
Мой друг, который счастью не был другом
Жанр Dante’s Inferno правильнее всего было бы определить даже не расплывчатым словом «слэшер», а конкретным названием God of War. Сходство настолько поразительное, что поначалу не веришь собственным глазам. Коса, которую Данте в самом начале игры отбирает непосредственно у Смерти, подозрительно напоминает знаменитые клинки на цепях (даже визуально), а крупных врагов можно не просто изрубить в куски, но и добить эффектным (и предельно жестоким) приемом.
Примерно через 30-40 минут вы добираетесь до берегов Стикса и понимаете, что нет — вам не кажется. Dante’s Inferno действительно целенаправленно копирует God of War. А чудовищный человек-корабль Харон — это и правда ползущий по пустыне на четвереньках титан Хронос. Приглядитесь — они даже с лица одинаковые! Следуя принципу «сгорел сарай, гори и хата», Visceral Games копируют GoW даже в мелочах. Поэтому не удивляйтесь, когда поймете, что рогатые демоны (второй круг ада) вполне могли бы сойти за родных братьев дуболомных минотавров (второй уровень God of War). В первые минуты Dante’s Inferno даже внешне кажется то ли неожиданным продолжением истории Кратоса, то ли ее ответвлением. Но вот как раз это — ненадолго. Потому что если есть в игре Visceral хоть что-то абсолютно оригинальное, то это артдирекшен.
Я трепещу до сокровенных жил
Что внешнему виду Dante’s Inferno авторы уделяют особое внимание, было понятно еще по дорелизным видео, в которых художники и дизайнеры рассказывали, как едва не сделали боссом второго круга (Похоти) огромный демонический пенис. Данте сочинял и подробно описывал картины ада и наказаний за прижизненные грехи, а разработчики игры «по мотивам» (даже это определение тут лучше взять в кавычки) явно задались целью как можно живее проиллюстрировать его видения. Кратос, конечно, тоже бывал в Аиде, но простенькое древнегреческое пекло не идет ни в какое сравнение с кошмарным посмертием Dante’s Inferno.
Каждый круг ада по Visceral Games — маленькая тематическая преисподняя, намеренно сделанная максимально неприятной и тревожащей. В третьем круге (Чревоугодие) обжор рвут на части жирные чудовища, которые будто целиком состоят из одних складок и обрюзглостью напоминают помесь кустодиевской «Красавицы» с вангоговскими «Едоками картофеля». А с неба то и дело начинает «дождь струиться, / Проклятый, вечный, грузный, ледяной». А в круге четвертом (Скупость и Расточительство) один из первых крупных боев происходит на крышке большого бака, наполняющегося у вас на глазах расплавленным золотом, а в уши вам постоянно ввинчивается жуткий визг грешников, которые варятся заживо в этом драгоценном котле.
Авторы, естественно, не стесняются добавлять в придуманный Алигьери мир новые, собственные детали, когда придуманное поэтом кажется им недостаточно эффектным. Жадины и растратчики в их аду не «толкают грузы с воплем вечным», зато в бестиарии есть жуткое создание, обладающее двумя телами сразу, которое так и называется — Скупец-Расточитель. Так Visceral вслед за автором «Божественной комедии» намекают, что по модулю эти два как бы противоположных греха на самом деле равны и происходят из одного корня — от излишнего внимания к деньгам. Отдельного упоминания заслуживают боссы. Они великолепны, будь то трехэтажный царь Минос с жуткими заросшими глазницами и грозным, но иногда срывающимся на визг голосом, или девятиэтажная (на мелочи разработчики не размениваются) Клеопатра, которая даже не желает поначалу марать о Данте руки и науськивает на крестоносца… Марка Антония.
Не отстают от персонажей и уровни (хотя разделение на этапы весьма условно — мир Dante’s Inferno хоть и линеен, но выполнен в модной «бесшовной» технике, подгрузка новых зон выполняется на лету). Чем ближе вы к центру преисподней, тем более мрачной и гнетущей становится обстановка. Особой любовью у художников пользуются органические мотивы, грязь и ржавчина. В какой-то момент вам преграждают путь вырастающие прямо из стены адские анусы, изрыгающие жаркое пламя, а чуть позже герою приходится преодолеть комнату-ловушку, где его постоянно норовит спихнуть с очередной платформы огромная (как почти все в Dante’s Inferno) пыточная машина, построенная из каких-то гнилых металлических обрезков.
* * *
Dante’s Inferno — это, конечно же, очевидный клон God of War. Но его почти полностью оправдывает тот факт, что сам контент сделан на том же уровне качества, что и в «оригинале». Ну и конечно — изобразительный стиль. В картинах мира вечного страдания проглядывает что-то босховское, а лучшего комплимента для игры про ад и чертей придумать, наверное, нельзя. Интересно, что на все это скажет God of War 3?
-----------------------------------------------
Формула игры: 80% зависти + 20% гнева
Геймплей: 8
Графика: 9
Звук и музыка: 8
Управление: 6
Сюжет: 7
Стабильность: 8
Оригинальность: 5
Оценка: 8
----------------------------------------------
(c)Статья целиком и полностью принадлежит журналу (c)ИГРОМАНИЯ"
Редактирована и предоставлена (c)Damagan с сайта (c)PSPISO.RU